Задачи классного руководителя в повышении иммунитета у детей

Повышение иммунитета у детей

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

• ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

• извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

• извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

• выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

• допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

• ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя — вспомогательно-организаторская);

• наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

• санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

• контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

• сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

• дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

• для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

• в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

• учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

• учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

• за школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

• в учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

• учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

• предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;

• по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

• организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

• обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.

источник

Задача школы в повышении иммунитета у детей

Громадное значение в профилактике инфекционных заболеваний, особенно в детских коллективах, имеет массовая иммунизация – профилактическая вакцинация, введение специфических сывороток или гамма-глобулинов. Задача школы состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации

предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями о пользе прививки и о необходимости для каждого человека иметь надежную защиту от инфекции;

по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

Следует помнить, что при учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания. Это необходимо рассматривать как одну из наиболее эффективных мер по снижению инфекционной заболеваемости населения.

Мощным средством повышения иммунитета является закаливание!

Контрольные вопросы и задания

Эпидемиологический процесс. Его основные элементы и закономерности.

Система специфической защиты организма человека от патогенных возбудителей болезни.

Система неспецифической защиты организма человека.

Формирование механизмов иммунной защиты.

Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний.

Какие болезни называют инфекционными?

Назовите источники инфекции и факторы передачи возбудителя.

Характеристика соматических, инфекционных заболеваний. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?

Перечислите элементы эпидемического очага.

Охарактеризуйте механизмы заражения инфекционными заболеваниями.

Назовите основные направления противоэпидемических мероприятий.

Какие методы дезинфекции применяются в эпидемическом очаге?

Перечислите и охарактеризуйте мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе?

Какие задачи у классного руководителя в период проведения вакцинации школьников?

Назовите общие признаки инфекционных заболеваний.

Какие действия должен предпринять учитель при выявлении инфекционного заболевания в школе?

источник

Повышаем иммунитет

Профессиональная компетентность классного руководителя

Ключевые компетенции способны решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетенции необходимые для построения воспитательной работы в классных ученических коллективах в условиях модернизации образования.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности.

1. Методологические компетенции:

 раскрытие содержания принципов построения, форм и способов научного познания;

 знание принципов теории воспитания;

 освоение учения о структуре, логической организации, методах и средствах воспитательной деятельности;

 овладение конкретными приемами научных исследований;

 научное осмысление актуальных проблем воспитания юношества.

2. Научно-теоретические компетенции:

 получение новых научных знаний о воспитании юношества;

 формирование целостного представления о закономерностях воспитательного процесса;

 выработка научных идей о формировании профессиональной компетентности классного руководителя;

 анализ, оценка и систематизация основополагающих проблем воспитания учащихся в классном коллективе;

 научный поиск эффективных методов, форм и способов воспитательной практики.

 овладение знаниями педагогической культуры, умениями и навыками гуманного отношения к ребенку;

 знание различных аспектов духовной жизни человека;

 осмысление ценностей норм и традиций культуры личности;

 раскрытие содержания моральных и этических норм поведения.

 знание о средствах, способах, закономерностях общения;

 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;

 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в классном коллективе;

 владение средствами предупреждения и развития конфликтов в жизненной ситуации;

саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.

 овладение знаниями и навыками эффективного использования информации;

 знание процесса обеспечения воспитания информационными средствами;

 применение методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку и передачу информации;

 приобретение умений информационного обеспечения воспитательного процесса;

 обеспечение прямой и обратной связи по актуальным проблемам воспитания.

1. Воспитательная компетенция:

 понимание роли и функции классного руководителя;

 мотивация личностной заинтересованности в повышении качества воспитательной работы;

 овладение современными педагогическими формами и методами воспитания;

 создание содержательных компонентов классной воспитательной системы;

 разработка модели ученического самоуправления;

формирование опыта содружества с родительской общественностью.

Компетенция профессионального мастерства

 формирование основ профессионального мышления;

 всестороннее изучение современных педагогических достижений;

 освоение передовых форм, методов и способов воспитательной работы;

 овладение способами всестороннего самосовершенствования;

 поиск форм и методов раскрытия творческой индивидуальности.

 Ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов, ориентированных на развитие их

 владение и применение продуктивных методов воспитания, развивающих личность ученика;

 использование педагогических средств обучения и активизации деятельности учащихся и развитии их с целью социальной адаптации к жизни;

 знание сущности и условий успешного применения методов в воспитательном процессе.

 изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;

 изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;

 регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

 определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

 педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

4.Компетенция профессионального мастерства:

 формирование основ профессионального мышления;

 всестороннее изучение современных педагогических достижений;

 освоение передовых форм, методов и способов воспитательной работы;

 овладение способами всестороннего самосовершенствования;

 поиск форм и методов раскрытия творческой индивидуальности.

 исследовательские умения и навыки к ним относятся: умения классного руководителя проводить педагогических эксперимент, направленный на диагностику, умение на основе обобщения переосмысливать, корректировать не только свой опыт, но и опыт других, творчески использовать положительные результаты их работы в своей педагогической деятельности;

 конструктивные умения и навыки с точки зрения воспитательной деятельности содержат: умения планировать свою педагогическую деятельность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса, их интересы и склонности, уровень характера, интересы, умения каждого члена коллектива и многое другое;

 организаторские умения и навыки классного руководителя включают в первую очередь осознание им значения коллектива в жизни, умение воспитать актив класса, с его помощью организуя детский коллектив, совершенствование внеклассной и внеурочной работы, повышение эффективности воспитательных мероприятий

5. Методическая компетенция:

 Ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов, ориентированных на развитие их универсальных способностей;

 владение и применение продуктивных методов воспитания, развивающих личность ученика;

 использование педагогических средств обучения и активизации деятельности учащихся и развитии их с целью социальной адаптации к жизни;

 знание сущности и условий успешного применения методов в воспитательном процессе.

 знание законодательства о современном образовании;

 нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

 умение применять правовую базу о защите детства;

 применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

 поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

 насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

 формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

 овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

 законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

 изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

 изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

 сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

 обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

 организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время; разработка системы освоения детьми природной среды.

 разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);

 определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;

 овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

 подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

 знание методики изучения индивидуальных особенностей детей (развитие, окружение, интересы);

 применение психологического обеспечения воспитательного взаимодействия с разновозрастными учащимися;

 проведение диагностического исследования положения ребенка в детском коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (социометрия, изучение уровня тревожности, социальной адаптации и т.д.);

 организация коррекции взаимодействия учащихся с помощью активных методов (тренинги и часы общения, игровые ситуации по преодолению проблем взаимодействия, дискуссии);

 -использование игровых форм работы

для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок.

 овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя»

повысить мотивацию классных руководителей школы;

определить направления деятельности, требующие педагогического внимания классных руководителей;

разработать план мероприятий направленных на повышение компетентности классных руководителей.

1. Вступительное слово педагога – организатора: работа с презентацией 1 – 15 слайд

Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.

а) Какими качествами, способностями он должен обладать?

Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:

тактичность; способность к творчеству; работоспособность;

способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;

адаптированность; уровень саморегуляции;

уверенность в своих силах и т.д.

Предлагается список качеств. Каждому из педагогов из предлагаемого списка необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Важные профессиональные качества педагога:

избрать пути ее достижения, организованность;

систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;

стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Обязательные профессиональные качества педагога

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

Упражнение способствует углублению процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, определению его профессионально-значимых личностных качеств со стороны педагогического коллектива.

Упражнение “Цветок”. Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. “Дети — цветы земли”, — слышим мы часто. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности — утвердить свое уникальное “я”, выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс.

Профессионализм педагога, классного руководителя — величина, складывающаяся из многих параметров.

Вопрос: какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства классного руководителя помогают нашим “цветам жизни” расти, расцветать и развиваться?

Инструкция: На лепестках цветка нужно написать ответы кратко, емко, метко, первая мысль – самая правильная. Время на работу – 2-3 минуты. Объединитесь в группы по 6 человек. Затем, представитель от каждой группы, выходит и представляет свой лепесток – свое видение того, что помогает нашим цветам развиваться. Время: 10 минут. (Рисунок 1, Рисунок )

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

И так вы убедились, что на выполнение любого задания необходимо время, т.е. время – ценность, куда мы его вкладываем, то мы и получаем.

Педагогам предлагается анкета ( Приложение 3 ).

Задаём ли мы себе вопросы относительно своей профессиональной деятельности:

Почему я вкладываю своё время в эту профессиональную деятельность?

Есть ли от этого польза? А может быть вред?

Насколько такое «капиталовложение» оправдано?

Анализ и интерпретация результатов анкетирования на тему: «Зачем я работаю педагогом?»

В анкетировании «Зачем я работаю педагогом?» принимали участие учителя, педагогический стаж которых составляет от 4-х месяцев до 34 лет.

Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам.

Есть и другие причины, по которым учителя работают в школе (нравятся коллеги; самосовершенствование при работе с детьми; желание быть полезной и востребованной, а не просто бабушкой и мамой; общение с детьми; повышение своего интеллекта ; работа в школе дисциплинирует, не дает расслабиться; просто нравится)

Анализ и интерпретация результатов анкетирования с использованием методики «Психологический портрет учителя» ( Приложение 5 )

Методика «Психологический портрет учителя» (Школьный психолог 2006г., № 7) направлена на изучение таких профессионально важных качеств учителя как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Вопросы методики были скомпонованы таким образом, что каждое из изучаемых качеств занимает отдельный столбик. Преобладание одного из 3-х вариантов ответа по каждому вопросы дало нам основание отнести поведение учителей, их чувства и реакции к определенным группам, обобщенные характеристики которых будут представлены ниже.

Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

2. Психоэмоциональное состояние.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

По результатам было выявлено преобладание второго варианта ответа. Такой показатель позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильность психоэмоционального состояния определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Проявляется как недостаточный уровень самообладания, склонность к тревоге, некоторые трудности социальной адаптации.

Самооценка (самовосприятие) — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, которые обладают позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают их как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Характерны удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5. Уровень субъективного контроля.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

Конечно, каждый человек неповторим и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и поэтому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным к самому себе, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Хочется напомнить Вам некоторые заповеди воспитательного процесса .

1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

9. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

10. Если ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Рекомендации для учителей и классных руководителей .

Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);

обучение на курсах повышения квалификации

применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

проведение мониторинговых исследований,

анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

знание законодательства о современном образовании;

нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

умение применять правовую базу о защите детства;

применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе :

овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;

проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности .

разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.)

определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;

овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени уча щихся.

изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

сохранение и обогащение опыта культурной деятельности;

обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях белорусской культуры;

организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;

разработка системы освоения детьми природной среды.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов :

поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Сейчас хочется обратить внимание каждого из вас на то, а что сегодня происходит в стенах нашей школы, что мы с вами замечаем, а что проходит мимо наших глаз. Давайте посмотрим на наших детей со стороны. Может мы сможем увидеть то, на что стоит обращать внимание.

Многое у нас уже получается, но нам есть над чем работать . Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, во внеурочной деятельности.

Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко

источник